Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
     

Отчет о реализации проекта "Чуткая мама" за 2013-2014 г.г.

Итоговый отчет за период с «1» июня 2013г. по «31» мая 2014г. к Договору № 62/ТФ-8/ 812 от целевого поступления – пожертвования в рамках реализации Благотворительной программы «С любовью к детям» Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» на реализацию проекта «Зрелое родительство».

Проект реализуется в период с «1» июня 2013 по «31» мая 2014

Согласно целям и задачам проекта, а также утвержденному графику реализации проекта (см. Приложение № 1 к договору целевого поступления – пожертвования № 62/ТФ-8/812) в период с «1» июня 2013г. по «31» мая 2014 г. были проведены следующие мероприятия:

1. Подготовительный этап проекта.

В соответствии с утвержденным штатным составом и бюджетом проекта в июне 2013г. были заключены договора подряда с: руководителем проекта, научным руководителем проекта, тренерами проекта, бухгалтером проекта, администратором проекта. Состав работников проекта соответствует утвержденному в договоре.

Научный руководитель проекта, проведя анализ образовательных потребностей участников проекта (июнь 2013 г.), а также учитывая разный профессиональный опыт группы, пришла к выводу о необходимости корректировки ранее заявленной программы обучения. Было принято решение провести первый базовый теоретический семинар и второй практический семинар по проекту.

Опираясь на рекомендации научного руководителя проекта, 2 тренера проекта разработали учебную программу и методическое содержание первого теоретического семинара по проекту. Первый семинар было решено посвятить детальному обзору современных представлений о факторах, влияющих на развитие детей, теории привязанности, развития мозга и влияние раннего опыта на развитие мозга маленького ребенка, обзору программ помощи, направленных на поддержку родителей. Кроме этого программа первого базового семинара была посвящена теоретическим предпосылкам создания групп, направленных на формирование позитивного взаимодействия между родителем и ребенком, а также было уделено время для организационных моментов реализации проекта и обсуждению плана работы на ближайшие 3 месяца (Программа семинара 1 см. Приложение 1).

С 24 по 28 июня 2013г. состоялся первый ознакомительный организационный семинар по проекту. В нем приняли участие 11 сотрудников проекта и 1 волонтер проекта (списки участников см. Приложение 2). Ведущие семинара соответствовали утвержденному тренерскому составу. Для повышения эффективности в усвоении материала ведущими использовались интерактивные формы обучения такие как: SWOT-анализ, кластер, метод «круглый стол», работа в мини-группах, видео-наблюдение и его анализ, игра. По мнению и участников, и ведущих семинара поставленные цели достигнуты в полном объеме. Этому способствовала организация рефлексии участников (оценка каждого дня семинара, оценка возможностей применения полученных знаний, аналитика мотивации, ресурсов и запросов участников), позволившая работать с актуальными интересами и образовательными потребностями группы. Большинство участников семинара отмечали, что содержание семинара было интересным и новым. Также все участники обучения продемонстрировали высокую заинтересованность в продолжении обучения.

В июле 2013 года в рамках международной конференции по раннему вмешательству в г. Санкт-Петербурге произошла встреча руководителя и супервизора проекта с автором британской программы «Зрелое родительство» Кристин Паккеринг. Поскольку британская программа разрабатывалась для семей социального риска, воспитывающих детей раннего возраста без отставания в развитии и была апробирована в Великобритании и России для типично развивающихся детей, то совместно с автором программы было принято решение о разработке российской программы, направленной на первичную профилактику жестокого обращения с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями, на основе британской программы «Mellow parenting». Также было принято решение назвать новую программу «Чуткая мама».

В августе 2013 года руководителем проекта были заключены договора подряда с психолого-педагогическим составом проекта, состав участников проекта частично соответствует заявленному, произошла смена кандидатуры второго психолога проекта в связи с изменившимися личными обстоятельствами кандидата.

С 27 по 30 августа 2013 года состоялся второй практический семинар. В нем приняли участие 9 сотрудников проекта.(см. приложение 3) Также на семинаре присутствовали представители Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» и компании «Амвэй». Программа семинара(см. Приложение 4) включала в себя знакомство с философией, структурой, компонентами программы «Зрелое родительство», были рассмотрены роли ведущих и участников группы, практические приемы вовлечения родителей в работу группы, вопросы норм, правил и групповой динамики, вопросы организации активностей на родительской и детско-родительсткой части, а также организационные моменты, связанные с адаптацией новых знаний в практическую работу. Учебная программа подавалась двумя ведущими семинара, она состояла из описанной выше теоретической части. Однако основная работа была посвящена наработке практических стратегий по работе с методом. Из числа участников семинара ведущие смоделировали группу и, опираясь на личный опыт участников семинара, глубокое погружение в собственное детство и собственный опыт быть ребенком, участники смогли «прочувствовать» на себе и выработать позитивные модели родительства, понять необходимость позитивного подкрепления родительского опыта. Обучение проводилось с использованием анализа большого количества видеозаписей, работе в мини-группах, участникам было предложено самостоятельно разработать план родительской и детско-родительской группы, который впоследствии был детально проанализирован исходя из концепций подкрепления позитивных моделей родительства. Участники проявили высокую заинтересованность и активность в обучении.

2. Практический этап проекта по модулю 1

Для привлечения целевой группы проекта в конце августа 2013 информация о деятельности проекта была размещена на сайте ИРАВ(ссылка: http://www.eii.ru/about/proekty1/chutkaya_mama/). Также информация о проекте была размещена на стендах в здании ИРАВ.

Руководителем группы был разработан информационный листок для направления в группы (см. Приложение 5)

12 сентября 2013 г состоялась общегородская встреча специалистов служб раннего вмешательства. В ней приняли участие 19 специалистов из 12 служб раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга(см. Приложение 6). В ходе встречи руководитель проекта проинформировал участников встречи о деятельности по проекту, участники ознакомились с целями и задачами группы, получили необходимую информацию для направления в группы. Участники встречи получили информационный листок на электронных носителях. Информация о начале групповой работы по предотвращению жестокого обращения с детьми раннего возраста была воспринята участниками встречи очень позитивно и было принято решение о подборе кандидатов для участия в группах из числа клиентов городских служб раннего вмешательства в течение 2х недельного срока.

Далее в течение двух недель прошел этап формирования 2-х групп матерей с детьми в возрасте от 6 месяцев до 3,5 лет. Сотрудниками проекта были проанализированы семьи, получающие услуги в ИРАВ и нуждающиеся в посещении данной программы. Также городские службы раннего вмешательства проанализировали семьи, посещающие их учреждения и нуждающиеся в программе «Чуткая мама». Затем они предоставили данные о семьях сотрудникам ИРАВ. Был составлен общий список возможных участников проекта.(см. Приложение 7)

Следующим шагом сотрудники проекта (психолог и руководитель детско-родительских групп) по телефону пригласили семьи (потенциальных участников проекта) принять участие в индивидуальной встрече. В проведении индивидуальных встреч с семьями были задействованы все сотрудники проекта. В ходе индивидуальных встреч, сотрудники проекта проводили оценку уровня развития детей и эмоционального состояния мамы при помощи диагностических опросников (клиническое интервью, Эдинбургская шкала послеродовой депрессии, шкала ежедневных трудностей (Чернич и Гринбержи), шкала адаптивного поведения Вайнленда, опросники KID-RCDI и опросник ASQ семьи заполняли предварительно дома) и принимали совместное с семьей решение о необходимости посещения группы. По результатам индивидуальных встреч все семьи из числа кандидатов были направлены в группы.

В результате анализа проведенной оценки были сформированы 2 группы:

Группа 1 (дети в возрасте от 1,5 до 3 лет)

Количество участников – 9 матерей с детьми. По результатам проведенной оценки у 8 из 9 детей в группе отмечено отставание в развитии, у 8 из 9 детей отмечен критический балл по скринингу социально-эмоционального развития. У 7 из 9 матерей отмечались признаки клинической депрессии( см. приложение 11), все матери отмечают трудности поведения минимум в 3 областях. Также группу посещает одна мама с ограниченными возможностями(у мамы нарушение зрения (слепота)

Группа 2 (дети в возрасте 6 мес-1,5 года)

Количество участников – 9 матерей с детьми. По результатам проведенной оценки у пяти детей в группе отмечено отставание в развитии, у 4 норма развития, однако высок риск отставания в связи с биологическим или социальным риском, у 7 из 9 детей отмечен критический балл по скринингу социально-эмоционального развития. У 6 из 9 матерей отмечались признаки клинической депрессии (см. приложение 11), также все матери отмечают трудности поведения минимум в 3 областях.

Учитывая пожелания будущих участников группы, а также адаптивные и возрастные особенности детей, после совместного обсуждения команды проекта, было принято решение о сокращении времени работы каждой группы с 4х до 3х часов. Был выбран следующий режим работы групп:

Сформированные группы посещают 12 групповых занятий в режиме 1 раз в неделю каждую пятницу по 3 часа. Группы работают последовательно в течение 1 дня: первая группа с 10 до 13 часов, вторая группа с 13.30 до 16.00 часов.

В проведении каждого группового занятия одновременно заняты 7 специалистов и 1 волонтер, работа идет параллельно: 2 психолога ведут родительскую группу, 5 педагогов и волонтер обеспечивают комфортное пребывание и игровую деятельность для детей.

30 сентября 2013 г. все участники групп были приглашены на предварительную групповую встречу (встреча проводилась в 2 этапа: утренняя и вечерняя встреча, в зависимости от возможностей семей), чтобы еще раз ознакомиться с целями, задачами проекта, познакомиться со структурой группы, обсудить важные организационные моменты, обсудить свои ожидания от группы и пожелания к работе группы, познакомиться с другими мамами и детьми, а также помочь адаптироваться детям в новом для них помещении. Встречу проводили руководитель проекта, психолог проекта, руководитель детско-родительских групп.

Также в течение сентября один раз в неделю проходили групповые собрания сотрудников проекта, направленные на согласование детско-родительских активностей (ответственный руководитель детско-родительских групп), тем проведения родительских групп(ответственные психологи проекта), вопросов адаптации детей и регуляции в отсутствии мам (ответственные педагоги проекта), пошаговой отработки индивидуальных ответственностей в ходе работы группы. Кроме этого в каждом собрании принимали участие: руководитель проекта, тренер проекта и научный руководитель проекта.

4 октября 2013 г группа «Чуткая мама» начала свою работу. Состоялось 12 встреч, на каждой группе присутствуют минимум 6 семей. Таблица посещаемости см. приложение 8. В связи с состоянием здоровья ребенка выбыли два участника группы, остальные участники посещают группу регулярно. Учитывая особенности развития детей, посещающих группу и эмоциональное состояние матерей, структура группы была видоизменена (по сравнению с оригинальной британской программой). На каждом занятии была выбрана следующая структура группы:

1. Приход семей в Ирав, свободная игра детей с мамами. Данная активность поддерживается педагогами и направлена на адаптацию детей к помещению и педагогам, подготовку детей к плавному разлучению с мамами. Продолжительность активности 30 мин.

2. Работа родительской группы- посвящается обсуждению личного опыта родителя и является временем размышления на различные темы для самих женщин. Темы: их исходная семья, их детство, текущие отношения, гнев и планирование на будущее. Данная активность направлена на проработку и «проживание» личного опыта, собственную терапию и установление связей между своим опытом быть ребенком и опытом своего родительства. Также в этой части разбираются видео, сделанное во время детско-родительской сессии, обсуждают актуальные вопросы, связанные с воспитанием и уходом за детьми раннего возраста с ограниченными возможностями. Продолжительность работы группы 1,5 часа. Ведут группу 2 психолога, в течение этой части дня за детьми в отдельном помещении ухаживают 5 педагогов и волонтер. В конце родительской группы родители получают домашние задания.

Во время родительской группы педагоги присматривают за детьми, помогают детям справиться с трудностями адаптации, индивидуально подбирают занятия и активности, способствующие развитию собственной активности ребенка в познавательной, коммуникативной, двигательной и социально-эмоциональной сфере.

3. Третья часть начинается с совместной еды в парах мама-ребенок, что также является обучающим моментом бесконфликтного взаимодействия. Процесс еды организуют 2 педагога и волонтер. Также персонал участвует в совместном чаепитии с семьями. Активность продолжается 20 минут.

4. Заключительная часть: детско-родительская группа - посвящена различным видам совместной родительско-детской активности. Данная активность направлена на формирование позитивной модели взаимодействия в паре мать-ребенок. В эти периоды матери знают, что они снова отвечают за своих детей, но это время, когда можно найти что-нибудь приятное, что можно делать вместе с ребенком, и попробовать новые способы справляться с поведением ребенка. Ведут группу 2 педагога. Продолжительность активности 40 минут.

Сотрудники проекта проводят видеосъёмку каждой группы, документирование детско-родительских активностей, составляют дневники занятий личностных групп(см. приложение 9). Было принято решение проводить обязательную супервизию после каждой группы, в расписании дня работы ИРАВ было выделено специальное время (1,5 часа после всех групп). В ходе анализа каждой группы, сотрудники проекта, совместно с супервизорами обсуждают:

- проведение личной группы для родителей, индивидуальную родительскую активность, позитивные моменты в работе личностной группы, обсуждают сложные моменты, которые возникают у психологов при проведении группы, а также заявленные в рассказах мам потребности и, согласно этому, каждый раз продумывают тему следующей группы, основываясь на актуальных потребностях для родителей.

- кроме этого анализируется время совместной еды, позитивные стратегии, которые применяют мамы, чтобы добиться желаемого поведения, чуткость, забота мам. Однако учитываются трудности, с которыми сталкиваются мамы. Основываясь на этом, психологи составляют темы последующих обсуждений позитивных родительских стратегий, а педагоги продумывают совместные активности на детско-родительской группе, в которых матери и дети смогли бы максимально полно получить удовольствие от совместной деятельности, быть успешными, расширить репертуар своих поведенческих стратегий.

- также проходит обязательный анализ взаимодействия детей с матерями во время детско-родительской части, подбираются активности, учитывающие индивидуальные потребности ребенка, индивидуальный стиль взаимодействия мамы со своим ребенком, с опорой на позитивные моменты взаимодействия.

В ходе каждой супервизии для членов команды проекта проводится анализ эффективности проведения детско-родительских и личностных групп, разбора сложных случаев, возникающих в ходе реализации проекта и предотвращения профессионального выгорания.

Практический этап по модулю 1 завершился индивидуальными встречами семьи с психологом и одним из специалистов проекта. В ходе индивидуальной встречи специалисты на основе наблюдений, анализа опросников и обратной связи от семьи, обсудили результаты работы группы для каждой пары и необходимость дальнейшей программы сопровождения. Поскольку в группу входили дети с нарушениями развития, то детям, которые в силу своих нарушений нуждаются в дальнейшем сопровождении с целью развития необходимых навыков, была предложена индивидуальная программа сопровождения в стенах ИРАВ или в районных службах раннего вмешательства.

3. Этап оценки и анализа результатов по модулю 1. (Приложение 11)

На этапе оценки и анализа результатов по Модулю 1 супервизоры проекта, совместно с научным руководителем проекта провели качественную и количественную оценку эффективности первой части проекта.

По результатам выявлено: к моменту начала групп, группы посещало 18 семей с детьми. На момент окончания - 16 семей с детьми (посетили группу 10 и более раз( см. Приложение 8). 2 семьи выбыли из программы по состоянию здоровья детей.

По результатам анализа опросников KID-RCDI после вмешательства:

Старшая группа: 1 из 7 детей имеют норму развития

Младшая группа: 5 из 8 детей имеют норму

Такие результаты были связаны с тем, что группу посещали дети с серьезными нарушениями развития: Синдром Дауна, Синдром Ретта, умственная отсталость, нарушение зрения, расстройство аутистического спектра, Синдром Прадера – Вилли. Учитывая особенности развития и ограничения здоровья детей, посещающих группу, мы не ожидали, что все дети покажут значительные результаты в динамике собственного развития, что было подтверждено объективными данными количественного анализа опросника. Однако, проведя качественный и количественный анализ показателей по основным областям развития, мы выяснили что, в среднем на 32 % выросли показатели в области самообслуживания и социального развития детей в старшей группе и на 48% в младшей.

Такие оптимистические данные по 2м важным областям детского развития мы напрямую связываем с увеличением родительской компетентности по уходу и воспитанию своих детей, повышением родительской чуткости и эмоционального ответа на потребности маленького ребенка. Кроме этого специальная организация группы, ее пространства и среды, наличие возможности попрактиковать позитивные стратегии взаимодействия во время еды и игровых активностей, позитивная обратная связь и поддержка мам и специалистов, позволяют развивать, закреплять и совершенствовать эффективные стратегии взаимодействия и как следствие улучшать развитие детей.

По результатам анализа скрининга социально-эмоционального развития детей после вмешательства:

Старшая группа: 4 из 8 детей имеют норму развития

Младшая группа: 5 из 8 имеют норму развития

Анализ данных скрининга социально-эмоционального развития также показывает позитивную динамику социально-эмоционального развития детей, что также связано с увеличением отзывчивости матерей, родительской компетентности и позитивных стратегий взаимодействия.

По результатам анализа Эдинбургской шкалы послеродовой депрессии после вмешательства:

Старшая группа: 6 из 8 мам не имеют признаков клинической депрессии

Младшая группа: 7 из 8 мам не имеют признаков клинической депрессии

По результатам анализа данных по клинической депрессии, мы смогли сделать вывод о том, что наибольшее влияние программа оказала на психическое состояние матерей. Позитивная динамика связана с тем, что посещая группу матери стали лучше осознавать свои собственные потребности, потребности своих детей, узнали новые стратегии и приемы, научились справляться с трудными ситуациями и получили поддержку от других матерей и специалистов.

Качественный анализ опросников обратной связи показал, что 13 матерей получили от группы то, что хотели, а именно:

  • «Научилась лучше понимать ребенка и получать радость от общения с ним»

  • «Как решать сложные ситуации»

  • «Советы, поддержку общение»

  • «Умение выстраивать хорошие отношения с ребенком, без давления и принуждения»

  • «Душевное спокойствие»

Отвечая на вопрос, чему вы научились в группе, мамы отмечали:

  • «Смотреть на ситуацию глазами ребенка»

  • «Проводить с ребенком качественное время»

  • «Понимание потребностей ребенка, причины его поведения»

  • «Не падать духом»

  • «Терпение по отношению к своему ребенку»

  • «Любить ребенка»

Все мамы отметили позитивные изменения в своем поведении и поведении своих детей:

  • «Я стала менее тревожной»

  • «Я меньше раздражаюсь и расстраиваюсь и чувствую себя увереннее»

  • «Чаще стала находить верный подход к ребенку»

  • «Появилось больше терпения и понимания»

  • «Уделяю больше внимания»

По итогам деятельности первой части проекта 8 детей направлены в районные службы раннего вмешательства для получения услуг по программам раннего вмешательства, 2 ребенка получают услуги в ИРАВ, 6 детей не нуждаются в дальнейшем сопровождении в программах раннего вмешательства, однако имеют возможность для консультативного обращения в ИРАВ или районную службу раннего вмешательства по мере необходимости.

23 января 2014 года был проведен семинар для специалистов партнерских организаций по итогам реализации МОДУЛЯ 1 и по запуску МОДУЛЯ 2. На семинаре присутствовали 12 специалистов из районных служб раннего вмешательства города(см. приложение 10), представитель КАФ Россия. На семинаре слушатели познакомились с ходом реализации проекта, руководитель проекта представил результаты проведения первого модуля по проекту. Слушатели обсудили возможность дальнейшего направления семей для участия во втором Модуле проекта и высказали большую заинтересованность в направлении семей для участия во второй части проекта. Также была заявлена большая потребность в продолжении проекта и обучении специалистов районных служб технологиям групповой работы с семьей с целью предотвращения жестокого обращения с детьми раннего возраста.

4. Практический этап по модулю 2.

В январе 2014 года прошел этап формирования групп по Модулю 2. В течение реализации деятельности по модулю 1, специалисты ИРАВ, а также специалисты районных служб раннего вмешательства выявляли семьи, которые могут нуждаться в прохождении программы «Чуткая мама», предоставляли семьям необходимую информацию о проекте, был составлен «лист ожидания» для желающих пройти группу. Также информация была представлена на сайте ИРАВ, желающие посещать группу оставляли свои заявки администратору проекта. По результатам деятельности по набору групп был сформирован список потенциальных участников проекта(см. приложение7).

Сотрудники проекта (психолог и руководитель детско-родительских групп) по телефону пригласили семьи (потенциальных участников проекта) принять участие в индивидуальной встрече. В проведении индивидуальных встреч с семьями были задействованы все сотрудники проекта. В ходе индивидуальных встреч, сотрудники проекта проводили оценку уровня развития детей и эмоционального состояния мамы при помощи диагностических опросников (клиническое интервью, Эдинбургская шкала послеродовой депрессии, шкала ежедневных трудностей (Чернич и Гринбержи), шкала адаптивного поведения Вайнленда, опросники KID-RCDI и опросник ASQ семьи заполняли предварительно дома) и принимали совместное с семьей решение о необходимости посещения группы. По результатам индивидуальных встреч все семьи из числа кандидатов были направлены в группы.

В результате анализа проведенной оценки были сформированы 2 группы:

Группа 1 (дети в возрасте от 1,5 до 3 лет)

Количество участников – 10 матерей с детьми. По результатам проведенной оценки у 9 из 10 детей в группе отмечено отставание в развитии, у 9 из 10 детей отмечен критический балл по скринингу социально-эмоционального развития. У 8 из 10 матерей отмечались признаки клинической депрессии( см. приложение 11), все матери отмечают трудности поведения минимум в 3 областях.

Группа 2 (дети в возрасте 6 мес-1,5 года)

Количество участников – 8 матерей с детьми. По результатам проведенной оценки у всех детей в группе отмечено отставание в развитии, у 3 из 8 детей отмечен критический балл по скринингу социально-эмоционального развития. У 7 из 8 матерей отмечались признаки клинической депрессии (см. приложение 11), также все матери отмечают трудности поведения минимум в 3 областях.

7 февраля 2014 г группа «Чуткая мама» модуль 2 начала свою работу. Состоялось 12 встреч, на каждой группе присутствуют минимум 6 семей. Таблица посещаемости см. приложение 8. В связи с состоянием здоровья ребенка выбыли три участника группы, остальные участники посещают группу регулярно. Структура группы была тождественна структуре Модуля 1(см. описание модуля 1). Также регулярно, 1 раз в неделю тренерами проекта проводились супервизии для сотрудников проекта с целью оптимизации деятельности по проекту и планированию следующих групповых активностей(см. описание модуля 1). Практический этап также завершался индивидуальной встречей семьи со специалистами, для детального обсуждения результатов для каждой семьи и планировании дальнейшей программы вмешательства.

Хотелось бы отметить, что во втором модуле был несколько изменен кадровый состав проекта, один из педагогов проекта не смог больше продолжать свою деятельность в проекте и был заменен волонтером, что еще раз подчеркнуло правильность общего обучения как специалистов, так и волонтёров проекта. Кроме этого широкая информационная компания позволила привлечь к участию в проекте волонтеров, специалистов из партнерских организаций(детский хоспис, павловский дом-интернат) и студентов профильных вузов, заинтересованных в получении знаний и трансляции данной программы на своих площадках.

5. Этап оценки и анализа результатов по модулю 2. (Приложение 11)

На этапе оценки и анализа результатов по Модулю 2 супервизоры проекта, совместно с научным руководителем проекта провели качественную и количественную оценку эффективности первой части проекта.

По результатам выявлено: к моменту начала групп, группы посещало 18 семей с детьми. На момент окончания - 15 семей с детьми (посетили группу 10 и более раз( см. Приложение 8). 3 семьи выбыли из программы по состоянию здоровья детей.

По результатам анализа опросников KID-RCDI после вмешательства:

Старшая группа: 4 из 9 детей имеют норму развития

Младшая группа: 4 из 6 детей имеют норму

Эти группы также посещали дети с нарушениями развития(синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, ЗПР), поэтому мы не видим выраженной динамики в общем развитии детей, однако анализируя навыки и умения по областям самообслуживания и социального развития, мы также как и в первом модуле смогли отметить позитивную динамику в приобретении необходимых навыков( на 28% и 34% соответственно).

По результатам анализа скрининга социально-эмоционального развития детей после вмешательства:

Старшая группа: 5 из 9 детей имеют норму развития

Младшая группа: 5 из 6 имеют норму развития

Позитивную динамику в социально-эмоциональном развитии детей мы также связываем с ростом родительской компетентности и возросшими способностями матерей справляться с трудными ситуациями.

По результатам анализа Эдинбургской шкалы послеродовой депрессии после вмешательства:

Старшая группа: 7 из 9 мам не имеют признаков клинической депрессии

Младшая группа: 4 из 6 мам не имеют признаков клинической депрессии

Также как и в первом модуле, мы заметили наиболее выраженную динамику в улучшении психического состояния матерей, что дает им возможность легче справляться с ежедневными трудностями родительства, не прибегая к насилию.

Качественный анализ опросников обратной связи показал, что 15 матерей получили от группы то, что хотели, а именно:

  • «Стала более уверенной в общении с ребенком»

  • «Помощь в вопросах обучения моего ребенка, как правильно кормить и реагировать на капризы»

  • «Как разрешать конфликты и не терять терпения»

  • «Как понимать чего он хочет»

  • «Чтобы ребенок научился общаться с другими детьми»

Отвечая на вопрос, чему вы научились в группе, мамы отмечали:

  • «Группа напомнила мне, что я не единственная с проблемами и трудностями»

  • «Коммуникации»

  • «Быть внимательной к ребенку и понимать его поведение»

  • «Понимать себя и своих детей»

  • «Я научилась сначала думать, а потом делать»

Все мамы отметили позитивные изменения в своем поведении и поведении своих детей:

  • «Я меньше злюсь»

  • «Теперь я знаю, что он может сам»

  • «Могу справляться, даже если мне тяжело»

  • «Я могу подождать»

  • «Она научилась играть с другими детьми»

По итогам деятельности второй части проекта 7 детей направлены в районные службы раннего вмешательства для получения услуг по программам раннего вмешательства, 3 ребенка получают услуги в ИРАВ, 5 детей не нуждаются в дальнейшем сопровождении в программах раннего вмешательства, однако имеют возможность для консультативного обращения в ИРАВ или районную службу раннего вмешательства по мере необходимости.

6. Завершающий этап проекта

15 мая 2014 года по итогам проекта со специалистами районных служб была проведена завершающая встреча, на которой присутствовали 15 специалистов районных служб раннего вмешательства. Руководитель и психолог проекта представили результаты деятельности по второму Модулю проекта, кроме этого была проведена фокус-группа(приложение 12). На фокус группе обсуждались следующие вопросы: понимание сути программы «Чуткая мама», знания о полученных в проекте результатах и готовность сопровождать пары «мать-ребенок».

Специалисты продемонстрировали хорошую осведомленность о целях, задачах, методах работы с семьями, было отмечено, что этому содействовали как информационные встречи, проведенные в ходе проекта, так и рассказы родителей, которые посетили группы и продолжили участие в программах раннего вмешательства районной службы.

Также специалисты позитивно оценили полученные в проекте результаты, были высказаны мнения о необходимости продолжения такого рода работы и трансляции данной программы для реализации ее на площадках районных служб раннего вмешательства. Результаты фокус-группы показали высокую готовность к сотрудничеству всех городских служб раннего вмешательства.

Общие выводы:

В ходе реализации проекта состоялись все запланированные мероприятия. Были проведены 2 обучающих семинара, информационная встреча для городских служб, семинар для специалистов городских служб по итогам реализации Модуля 1, Фокус-группа по итогам реализации проекта. Информация о проекте широко представлена в Институте, городских службах и интернет ресурсах, проведена оценка уровня развития детей и эмоционального состояния матерей, набраны и проведены 4 группы для мам, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, у которых есть риск возникновения жестокого обращения с детьми, также проведены регулярные супервизии проектной деятельности, конспектирование и видеосъёмка каждого этапа проведения группы.

Анализ результатов проекта показал важность соблюдения запланированных активностей. Нам не всегда удавалось четко следовать первоначально намеченному календарному плану проекта, это было связано с тем, что мы не учли, что подготовительный этап проекта, приходится на летнее время, когда большинство сотрудников, как нашей организации, так и городских служб уходят в очередные отпуска, поэтому было принято решение провести 2 обучающих семинара, компенсировав организационный семинар четырьмя еженедельными встречами в течение сентября 2013 г.

Также при подготовке заявки мы не учли необходимость анализа уровня теоретической подготовленности сотрудников проекта (в связи с разной профессиональной принадлежностью и опыта работы в программах раннего вмешательства). Однако наличие научного руководителя, позволило нам без привлечения сторонних средств, провести необходимый анализ и своевременно изменить программу образовательного курса, включив в нее необходимые теоретические компоненты. Уже на первоначальном практическом этапе реализации проекта по модулю 1 было видно на сколько эффективной оказалась такая форма обучения, все сотрудники проекта показали свою высокую подготовку и включенность в работу.

На подготовительном этапе мы столкнулись с тем, что данного рода программа никогда не проводилась для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо было учитывать трудности и ограничения, с которыми мы могли столкнуться при реализации программы (например, двигательные нарушения у детей и специальная организация среды с учетом таких ограничений), а также разработать программу, которая бы позволила как семьям с детьми с ограничениями здоровья, так и без ограничений комфортно чувствовать себя вместе, не сравнивать и видеть недостатки, а находить сильные стороны и получать позитивный опыт. Поэтому разработка такой программы на основе британской программы для типично развивающихся детей стала «вызовом» для команды Института. Институт имеет 20 летний опыт по созданию и реализации программ помощи для детей с ограничениями здоровья, поэтому учитывая передовые наработки нашей команды и интегрируя новые знания, вся команда Института трудилась над разработкой и внедрением программы «Чуткая мама» в нашу практику.

В начале проекта у нас возникали некоторые тревоги относительно набора групп, мы не хотели включать в группы только детей, получающих услуги в ИРАВ. Нам было важно, чтобы проект получил максимально широкое распространение в городе. Поэтому нас приятно порадовал такой широкий отклик и готовность сотрудничества городских служб раннего вмешательства. Больше половины участников групп были направлены нам из городских служб. Также позитивным оказался опыт информирования семей посредством нашего сайта и информации, размещенной в Институте, активные семьи сами читали информацию и обращались к нам в службу. Несомненно, большим плюсом было то, что данная услуга предоставляется для семей бесплатно. Мы считаем, что необходимо расширять круг доказано эффективных бесплатных услуг для семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья. Благодаря широкому сотрудничеству с городскими службами города и информационной кампании в поддержку проекта, до начала деятельности по модулю 2 уже был сформирован лист ожидания на участие в группах по модулю 2.

Также этап формирования групп показал невероятную важность проведения оценки перед включением семьи в программу. Благодаря оценке мы смогли учесть большинство нюансов, с которыми мы могли столкнуться на группе и продумать способы проведения программы, опираясь на сильные стороны ребенка и семьи. Именно оценив семьи, которые будут участвовать в группах, мы смогли своевременно адаптировать программу и несколько изменить ее структуру, подготовить среду, чем предотвратили трудности, которые могли случиться в ходе проведения группы. Надо отметить, на этапе планирования заявки, мы не учли все необходимые материалы и оборудование, которые нам могут понадобиться для проведения групповой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (например, наличие специальных кресел для кормления, когда ребенок еще не может самостоятельно удержаться на стуле, или ограничения в диете ребенка и необходимость покупки специального питания), поэтому нам пришлось изыскивать возможность покупки некоторых материалов и оборудования за счет привлечения спонсорских средств. С другой стороны, это позволило нам использовать максимально простые и естественные материалы для проведения детско-родительских активностей (использование листьев, круп, воды для совместного взаимодействия мам с детьми), в которые семьи с удовольствием начали играть дома и поддерживать полученные на занятиях знания.

Невероятно важным при проведении групповой работы с семьями явилось постоянное использование позитивного подкрепления родительских стратегий всеми сотрудниками группы. Это еще раз доказало правильность предварительного проведения общего образовательного курса для всех сотрудников проекта. Во время проведения образовательного курса мы не делили сотрудников на психологов и педагогов, все сотрудники получили общие знания по всем теоретическим предпосылкам создания таких групп, по всем этапам реализации программы, было выработано общее безоценочное позитивное отношение к семьям и общая командная философия. Поэтому каждый сотрудник приобрел и укрепил свои навыки в подкреплении собственной родительской активности семей, поскольку основной задачей проекта для семей является приобретение их личных стратегий позитивного родительства, укрепление родительской уверенности и самооценки и умение самостоятельно справляться с трудными ситуациями, без использования насилия и жестокого обращения с детьми.

Уже на этапе индивидуальных встреч семьи дали свое согласие на проведение видео и фотосьемки участников проекта, поэтому со второй встречи мы начали использовать собственное видео матерей с их детьми, позитивно комментировать удачные моменты взаимодействия, используя простой и понятный всем язык, что послужило очень сильным катализатором активности как в родительской, так и в детско-родительской группе.

Нами было принято решение о проведении еженедельных супервизий (несмотря на заявленные супервизии 1 раз в месяц) на этапе реализации программы по модулю 1 и модулю 2, что было продиктовано необходимостью регулярной поддержки для команды и повышением качества эффективности нашей работы

Оценка до и после программы, которая включала в себя использование международных нормированных шкал, опросников обратной связи, анализ видеозаписей, анализ посещаемости групп, помогла провести качественный анализ эффективности программы.

В результате оценки мы выяснили, что группа показала устойчивые положительные результаты в:

  • поведении детей и в детском развитии

  • самочувствии матерей

  • эффективности материнского поведения

  • родительско-детском взаимодействии

А именно:

  1. 31 семья (мама с ребенком) полностью прошли программу «Чуткая мама».

  2. Большинство матерей(28 матерей) продемонстрировали наличие позитивных изменений в их способностях справляться с ребенком без применения наказаний и насилия над ребенком, а также навыки предвосхищения и «недопущения» трудного поведения у детей

  3. У 25 матерей отсутствует депрессивное состояние.

  4. Учитывая особенности развития и ограничения здоровья детей, посещающих группу, мы не ожидали, что все дети покажут значительные результаты в динамике собственного развития, однако у 19 детей замечены значительные улучшения в области социально-эмоционального развития.

  5. Во всех парах замечено улучшение детско-родительского взаимодействия.

  6. Благодаря деятельности проекта в ИРАВ обучена, прошла подготовку и эффективно функционирует междисциплинарная команда специалистов(10 специалистов), оказывающая помощь семьям и детям по программе «Чуткая мама». Кроме этого были привлечены 4 волонтера, которые также получили знания и опыт участия в данной программы.

  7. Результаты фокус-группы показали, что 15 специалистов районных служб раннего вмешательства Санкт-Петербурга имеют представление о программе «Зрелое родительство», понимают ее эффективность и продолжают сотрудничество с ИРАВ по сопровождению семей после окончания программы.

  8. После окончания программы «Чуткая мама» 15 семей получают поддержку от специалистов районных служб раннего вмешательства города, 5 семей получают услуги в ИРАВ, остальные семьи имеют возможность для обращения, как в городские службы, так и в службу ИРАВ.

Кроме этого мы получили большое количество позитивных откликов со стороны семей, прошедших программу в ИРАВ и со стороны специалистов городских служб, направивших нам семьи. Данная услуга показала себя как эффективная практика для предотвращения жестокого обращения с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями, помогающая улучшить взаимоотношения между родителями и детьми и тем самым способствовать развитию маленьких детей. Отзывы показали, что эта услуга является актуальной и востребованной как для семей, так и для городских служб раннего вмешательства. В связи с этим мы постарались учесть все позитивные моменты и трудности, возникающие в ходе реализации проекта, и на основе этого создать базирующийся на доказательной практике эффективный образовательный курс для распространения наших знаний широкому кругу профессионалов, работающих с семьями с маленькими детьми с ограниченными возможностями. Данный курс включен в состав образовательных программ ИРАВ.

16.01.2017 Елена

Здравствуйте! Мы живём в Вологодской области, город Череповец. Моему сыну 1год 11мес, ему поставлены диагнозы: Мультикистозная лейкомаляция обоих полушарий головного мозга (преимущественно лобных долей, более выражено слева), ДЦП спастический тетрапарез.Грубое ЗПМР. Угрожаемый по эпилепсии. Сопутствующие: Сходящееся косоглазие. Пупочная грыжа. Атопический дерматит. В 2 месяца на УЗИ головного мозга были выявлены эти изменения. Малыш находится под постоянным наблюдением невролога поликлиники, проходим обследование и лечение в ДГБ г. Череповца Жалобы: по общему самочувствию жалоб нет. Беспокоит задержка развития ( голову держи невысоко,следит неуверенно, реагирует на отдельные звуки, не гулит, не захватывает игрушки, самостоятельно не переворачивается, не сидит, не ходит), держит ручки постоянно в кулачках, гипертонус в конечностях больше слева.. Хотели уточнить такие вопросы: Занимается ли ваш институт лечением и обследованием детей с такой патологией? Если нет, то как мы можем записаться на консультацию и попасть в ваш институт на реабилитацию?. Могут ли ваши специалисты дать прогноз, есть ли шанс на частичное восстановление функций, улучшение работы нервной системы, и дать рекомендации по обследованию,лечению и реабилитации?
Читать ответ

16.01.2017 Анна

Здравствуйте, проводится ли в институте диагностика зрительных вызванных потенциалов? Заранее спасибо за ответ.
Читать ответ

16.01.2017 Сергей

Здравствуйте, моя внучка живёт в Америке. Ей два года и два месяца и она до сих пор не ходит. Подскажите, где в Америке есть заведение подобное Вашему. Спасибо.
Читать ответ

16.01.2017

НОВОСТИ SAFE®

Уважаемые коллеги!

В начале следующего года будем рады встрече в Институте Раннего Вмешательства в Санкт-Петербурге.

Супервизия с д-ром Бришем для ведущих групп состоится 13 февраля.

14-15 февраля 2017 года мы также приглашаем всех сертифицированных ведущих SAFE на Спецкурс-SAFE®  по темам:

  • Недоношенные дети
  • Приемные родители и опекунство

25.10.2016

Конференция "Местное сообщество - семьям" состоялась.

Дорогие коллеги, это случилось! Конференция "Местное сообщество - семьям", к которой мы долго готовились, состоялась. Мы думали над её концепцией, приглашали выступающих, готовили доклады и ждали наших участников. Заявленная тема оказалась востребованной и интересной. К нам пришли почти 200 человек.