Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
     

Полезная информация по вопросам нарушений слуха у детей раннего возраста

Нарушения слуха у детей раннего возраста

Если малыш плохо слышит, то без своевременно оказанной помощи он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого ему будет трудно научиться говорить. Со сниженным слухом рождается примерно 3 малыша из 1000, из них 1 – с глубокими потерями слуха. В прошлые годы для такого ребенка был бы  закрыт мир звуков, у него бы не было речевого общения. Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха, широко используются современные модели слуховых аппаратов и различные слуховые импланты, практически полностью компенсирующие снижение слуха; эффективно проводятся программы, направленные на развитие слабослышащих детей. При своевременной начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало, чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки.

Что такое «своевременно оказанная помощь»? Это понятие включает в себя целый комплекс различных мероприятий:

  • своевременное выявление нарушений слуха у ребенка; 
  • проведение точной оценки слуховой функции;
  • включение семьи в программу помощи, с учетом ее возможностей и потребностей, типа и степени снижения слуха, сразу после обнаружения нарушения слуха; 
  • адекватный подбор и настройка слуховых аппаратов; 
  • регулярный контроль слуха и настройки слуховых аппаратов;
  • регулярная оценка развития малыша, оценка эффективности оказываемой программы помощи;
  • при отсутствии должного эффекта от слухопротезирования своевременное решение о необходимости проведения кохлеарной имплантации (в случае глубоких потерь слуха).

В данном разделе Вы можете найти информацию о разных вопросах, связанных с нарушениями слуха у детей раннего возраста:

Выявление нарушений слуха

Аудиологический скрининг новорожденных

Речь является важнейшим средством связи между людьми и окружающим миром, хотя общение (коммуникация) между людьми возможна и на основе зрительных и тактильных ощущений. Речевое общение возникло, как наиболее доступный и простой способ быстро и полно донести информацию от человека к человеку. При глубоких нарушениях слуха в раннем возрасте затрудняется использование речи, возникают трудности социальной адаптации, может наблюдаться отставание психоэмоционального развития ребенка. Поэтому, когда ребенок появляется на свет, желание каждой матери узнать: "А все  ли в порядке? Какой мой человечек? Хорошо ли он видит, хорошо ли он слышит?" 

И, чтобы ответить на эти вопросы, в первые дни жизни в родильных домах проводится скрининг слуха для всех новорожденных (так называемый, аудиотест). Для проверки слуха используется быстрый, безболезненный и абсолютно безопасный для здоровья малыша способ - регистрация отоакустической эмиссии. Обследование проводится во сне или в спокойном бодрствовании. В ухо ребенка вставляется маленький наушник, через который подается звук. 

Здоровое, слышащее ушко отвечает «эхом» на этот звук. При отсутствии «эха» ни в коем случае нельзя сразу говорить о тугоухости. Причинами отсутствия «эха» могут быть: а) наличие послеродовых масс в наружном слуховом проходе; б) заболевания среднего уха; в) наличие истинной патологии слуховой системы. Если «эхо» не зарегистрировано, то Вашему малышу следует повторить скрининг через 1 месяц (например, в поликлинике по месту жительства). Если «эхо» отсутствует при повторном тестировании – то необходимо провести комплексное аудиологическое обследование в специализированном центре. В Санкт-Петербурге есть несколько детских центров, в которых Вы можете проверить слух Вашего малыша. 

Отсроченные и приобретенные нарушения слуха у детей

Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться. Причины снижения слуха в раннем возрасте различны (генетические факторы, врожденные внутриутробные инфекции, травмы головы, частые отиты и др.) и не всегда их точно можно определить. 

По данным статистики с врожденными проблемами слуха рождается примерно 3 ребенка из 1000. К возрасту 1 год дополнительно еще 1-2 малыша из 1000 начинают испытывать трудности со слухом. К школьному возрасту примерно 6-10 детей из 1000 имеют снижение слуха.

Если аудиотест в родильном доме показал нормальный слух, однако у Вас есть сомнения, хорошо ли слышит Ваш малыш; Ваш ребенок  плохо понимает речь или у Вашего ребенка есть задержка речевого развития, то обратитесь к специалистам и проверьте слух вашего ребенка. 

Чтобы оценить  развитие своего ребенка, посмотрите приведенные здесь этапы нормального слухо-речевого развития ребенка на первом-втором году жизни, проверьте внимательно. Или заполните анкету слухового развития LittlEARS, предназначенную для детей от 0 до 24 месяцев (разработка Medel, русская версия И.В. Королевой). Заполнить анкету можно на сайте Института:  http://eii.ru/programmy_dlya_semej/skachat_anketu_kidrcdi/
Наши специалисты прокомментируют получившиеся результаты. Также эту анкету можно заполнить в он-лайн форме на сайте «Я слышу мир»: http://usharik.ru/site/otsenka.php

Что делать, если у ребенка обнаружены нарушения слуха? Вопросы слухопротезирования 

Прежде всего, необходимо узнать – нужны ли ребенку слуховые аппараты. При сенсоневральной тугоухости (т.е. повреждении рецепторного отдела улитки) нет смысла бегать по врачам, чтобы излечить тугоухость – рецепторные клетки не восстанавливаются. Если слух Вашего малыша хуже 40 дБ (II степень и хуже), то начинайте слухопротезирование (т.е. подбор слуховых аппаратов). В настоящее время мы предлагаем начинать носить слуховые аппараты сразу после обнаружения проблем со слухом. Наши самые маленькие пользователи аппаратов – это малыши 2-3 месяцев. 

Если у Вашего ребенка обнаружена кондуктивная или смешанная тугоухость, то выясните у врача, с чем связано наличие кондуктивного (т.е. нарушения на уровне наружного/среднего уха) компонента тугоухости. Иногда при кондуктивной или смешанной тугоухости возможно сразу провести лечение и восстановить или улучшить слух у малыша. Но в ряде случаев это невозможно (нпрм., при атрезии наружного слухового прохода, аномалиях строения среднего уха и т.п.) и, если снижение слуха превышает 40 дБ, то необходимо задуматься о подборе слуховых аппаратов.

В случае слуховой нейропатии обязательно проведение поведенческой аудиометрии. Только по ее результатам мы можем решить, нуждается ли ребенок в слуховых аппаратах/кохлеарной имплантации или нет. В любом случае ему нужны регулярные занятия.

В зависимости от типа и степени нарушений слуха предлагается различный выбор слуховых аппаратов (СА) как по мощности (от средних до сверхмощных), так и по виду СА (заушные или аппараты костной проводимости). 

При очень глубоких потерях может быть предложена кохлеарная имплантация. Результаты операции поразительные. Однако следует помнить, что результат зависит от того, в каком возрасте была проведена операция, пользовался ли ребенок до операции слуховые аппаратами, не было ли кроме нарушений периферического отдела слуховой системы также нарушений центральных отделов слуховой системы. 

Рекомендации

Если ребенок с нарушенным слухом не носит слуховой аппарат, говорите с ним с близкого расстояния, при больших потерях - около ушной раковины. Общаясь со своим ребенком, выключите радио, телевизор – дети с нарушенным слухом плохо воспринимают речь в шумной обстановке. В период раннего детства, когда формируются центральные отделы слуховой системы, когда слуховая система подстраивается под звуки родного языка, очень важно довести звуковую информацию до "мозга". 

Заключение

Будет ли говорить Ваш ребенок? К сожалению, очень трудно ответить сразу на этот вопрос. Многое зависит от того, как рано обнаружено снижение слуха; какая степень нарушений слуха определены у ребенка; от того, как рано он/она начал(а) носить слуховые аппараты; насколько адекватно они подобраны; какая причина тугоухости; имеется ли патология только периферического отдела, или добавляются повреждения в центральных отделах слуховой системы; есть ли у ребенка дополнительные трудности, кроме снижения слуха; как регулярно малыш занимается;  насколько семья понимает проблемы своего ребенка; насколько включены родители (вся семья) в эти занятия. 

В любом случае не теряйте оптимизма, познакомьтесь с родителями других детей, начинайте заниматься (наши специалисты проводят как индивидуальные, так и групповые занятия, каждую неделю работает Родительский Клуб; прочитайте необходимую литературу. Если у Вас возникают вопросы, мы всегда рады помочь Вам.

Контроль за состоянием слуха и качеством настройки слуховых аппаратов 

Слух со временем может меняться и очень важно, чтобы слуховые аппараты были точно настроены в соответствии с аудиограммой. Поэтому следует регулярно проходить аудиологическое обследование (проверку слуховой функции и проверку настройки слуховых аппаратов): 

  • для малышей до 2 лет рекомендуется 3-4 осмотра в год; 
  • для детей от 2 до 5 лет 2-3 раза в год. 
  • для детей старше 5 лет 1-2 раза в год

Однако, если Вы заметили, что ребенок начал хуже реагировать на звуки в слуховых аппаратах или без них, немедленно обращайтесь к специалисту, слух может ухудшаться. 

Кроме того, если ребенок носит слуховые аппараты, то следует не менее 2 раз в год посещать слухопротезиста. Слухопротезист проверит работоспособность аппарата, при необходимости заменит фильтры, крючки; сделает коррекцию настроек аппаратов. Следует регулярно изготавливать новые индивидуальные вкладыши. Частота замены вкладышей зависит от возраста ребенка и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Обычно для малышей первого года жизни изготовление нового вкладыша происходит 1-2 раза в три месяца; для детей старше года 1-2 раза в полгода; для детей старше 3 лет 1-2 раза в год.  

Организации в Санкт-Петербурге, в которых можно проверить слух Вашего малыша:

Детский городской сурдологический центр,
пр. Шаумяна, д.29.  Телефон: 528-97-08

Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
ул.Чехова, д. 5. Телефон: 272-90-15

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет, ул. Литовская, д.2
Телефон: 416-54-04 или 8-950-037-51-90

Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, ул. Бронницкая, д.9.
Телефон: 495-36-71 или 8-911-245-00-54

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова. Лаборатория слуха и речи, ул. Л.Толстого 6/8. Телефон: 234-05-76

Этапы нормального развития слуха и речи в первые 2 года жизни 

0-3 мес.

  • вздрагивает от громких звуков 
  • оживляется или успокаивается на голос матери

4-5 мес.

  • поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса

6-10 мес.

 

  • реагирует на свое имя

8-10 мес.

 

  • начинает произносить разные согласные, последовательности слогов 
  • начинает понимать простые слова «нет», «пока»

10-12 мес.

 

  • понимает простые просьбы (Где мама? Где мячик?)
  • повторяет звуки и простые слова за взрослым
  • по просьбе показывает знакомые предметы

1 год

 

  • произносит сам первые слова
  • реагирует на музыку ритмичными движениями

1 г. 6 мес.

 

  • выполняет простые инструкции (стой, нельзя, дай лялю)
  • регулярно пользуется 10 или более словами

2 года

 

  • понимает, когда вы зовете из соседней комнаты
  • по просьбе показывает различные части тела
  • использует двухсловные фразы типа «мама дай!», «киса пить»

Если у вас есть сомнения, хорошо ли ваш малыш слышит и понимает речь, то незамедлительно обратитесь к врачу и проверьте слух вашего ребенка.

Полезная литература

Жилинскене Е.М., Гуленко А.В., Сагалова Ю.В. Как мы были мамами глухих детей: Книга для родителей.- СПб.:КАРО, 2006.

Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999. 

Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей, педагогов и врачей. – СПб.: КАРО, 2012 .

Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых/ И.В.Королева. СПб.: КАРО, 2012 .

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. -М.: 1990.

Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей/ Пер с англ.  - СПб.: КАРО, 2005.- 106 с.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 2003. 

Шмидт-Джованини С. Руководство для родителей детей, имеющих нарушения слуха в возрасте от рождения до двух лет.- СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», 2000.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем.- М.: Изд. Центр «Академия».- 2002.



16.01.2017 Елена

Здравствуйте! Мы живём в Вологодской области, город Череповец. Моему сыну 1год 11мес, ему поставлены диагнозы: Мультикистозная лейкомаляция обоих полушарий головного мозга (преимущественно лобных долей, более выражено слева), ДЦП спастический тетрапарез.Грубое ЗПМР. Угрожаемый по эпилепсии. Сопутствующие: Сходящееся косоглазие. Пупочная грыжа. Атопический дерматит. В 2 месяца на УЗИ головного мозга были выявлены эти изменения. Малыш находится под постоянным наблюдением невролога поликлиники, проходим обследование и лечение в ДГБ г. Череповца Жалобы: по общему самочувствию жалоб нет. Беспокоит задержка развития ( голову держи невысоко,следит неуверенно, реагирует на отдельные звуки, не гулит, не захватывает игрушки, самостоятельно не переворачивается, не сидит, не ходит), держит ручки постоянно в кулачках, гипертонус в конечностях больше слева.. Хотели уточнить такие вопросы: Занимается ли ваш институт лечением и обследованием детей с такой патологией? Если нет, то как мы можем записаться на консультацию и попасть в ваш институт на реабилитацию?. Могут ли ваши специалисты дать прогноз, есть ли шанс на частичное восстановление функций, улучшение работы нервной системы, и дать рекомендации по обследованию,лечению и реабилитации?
Читать ответ

16.01.2017 Анна

Здравствуйте, проводится ли в институте диагностика зрительных вызванных потенциалов? Заранее спасибо за ответ.
Читать ответ

16.01.2017 Сергей

Здравствуйте, моя внучка живёт в Америке. Ей два года и два месяца и она до сих пор не ходит. Подскажите, где в Америке есть заведение подобное Вашему. Спасибо.
Читать ответ

16.01.2017

НОВОСТИ SAFE®

Уважаемые коллеги!

В начале следующего года будем рады встрече в Институте Раннего Вмешательства в Санкт-Петербурге.

Супервизия с д-ром Бришем для ведущих групп состоится 13 февраля.

14-15 февраля 2017 года мы также приглашаем всех сертифицированных ведущих SAFE на Спецкурс-SAFE®  по темам:

  • Недоношенные дети
  • Приемные родители и опекунство

25.10.2016

Конференция "Местное сообщество - семьям" состоялась.

Дорогие коллеги, это случилось! Конференция "Местное сообщество - семьям", к которой мы долго готовились, состоялась. Мы думали над её концепцией, приглашали выступающих, готовили доклады и ждали наших участников. Заявленная тема оказалась востребованной и интересной. К нам пришли почти 200 человек.